А она продолжает развиваться медленно, но неумолимо, как удушение кролика анакондой. Так, восьмого апреля в Москве прошла целая пресс-конференция «Shacman. Вчера. Сегодня. Завтра?», на которой эта история проявилась во всех весьма занятных подробностях, организованная ассоциацией «Российские автомобильные дилеры» (РОАД).
Началась она с покупки неким челябинским ООО в декабре 2022-го злосчастного трехосного самосвала Shacman SX3258. Покупатель тут же протестировал его своими силами на месте, и озвучил всплывшие позже в прессе претензии о «слабой конструкции бруса безопасности сзади и сбоку, достаточно сильном гуле в кабине, слабых тормозах». Вдобавок ему добавил стресса тот самый пресловутый «тихий неразборчивый звук при работе системы ЭРА-ГЛОНАСС».
Видимо, эти шокирующие дефекты так расстроили владельца, что он за свой счет отправил машину за 1800 километров на полигон НИЦИАМТ в Дмитров и оплатил серию испытаний. Технически изощренный полигон полностью и почти дословно подтвердил мануальные изыскания владельца. Затем в адрес Росстандарта безутешным покупателем было составлено письмо, на основании которого началась весьма неспешная борьба за улучшение качества модели.

В общем, совершенно обыденная ситуация, при которой покупатель грузовика вместо претензий к дилеру-продавцу тратит около миллиона рублей на испытания рабочей машины, а после сразу обращается в Росстандарт. Дальше последовала марафонская 17-этапная переписка между госорганом и представителями марки, длящаяся с 31 мая 2023 года аж по февраль нынешнего.
Иногда в ней и вовсе образуются загадочные паузы в процессе шлифовки плана спасения покупателей до зеркального блеска. К примеру, 01 декабря 2023 года ООО «Шакман моторс» направило после согласований откорректированную программу исправления на согласование с Росстандартом (десятый этап). Ведомство ответило, что программу не получило (естественно, электронным способом), правда, только 25 июля 2024 года. Не иначе, письмо при доставке обронил электронный почтальон.
В процессе Росстандарт по итогам испытаний на полигоне, а также результатов однодневной внеплановой проверки документов в воскресенье 9 февраля этого года приостановил действие ОТТС на модель SX3258, о чем мы писали. Причем формулировка гласит, что постановление касается «выпускаемых с 07 февраля» машин.
Что это означает для марки на практике зависит от трактовки этой фразы госорганами. При этом, как мы и предполагали, АО «Электронный паспорт» аннулировало действие ЭПТС модели. И касается это ни много, ни мало двух с лишним тысяч рабочих машин. То есть, работать на них можно, а вот снять с учета/поставить на учет уже невозможно.

Разумеется, это несет серьезные экономические последствия для российского бизнеса. Так, Вадим Пичугин, генеральный директор компании «ИстЛайнСевен», московского дилера Shacman, утверждает, что пока это странное мероприятие привело к заморозке свыше 20 млрд рублей в нераспроданных машинах. А вот когда (и если) дилеры решат реэкспортировать не продаваемые автомобили, то государственные убытки, по его мнению, вырастут на следующие суммы: возврат таможенных платежей на 7 млрд руб, утильсбора — 4 млрд, НДС — 3,5 млрд.
Как-то неожиданно получается, что действия государственных органов, вроде бы представляющих государственные же интересы, им на самом деле вредят. Косвенно это подтверждается приостановкой решения о сборке грузовиков Shacman на территории России китайской стороной — а это тоже серьезные потери бюджета. Да и благородный предлог борьбы за безопасность грузовиков за два года неспешных согласований оброс легким налетом издевки.
Все это вместе взятое наводит на подозрение в заказном характере происходящего. Впрочем, поскольку никаких доказательств тому нет, это остается лишь домыслами в беседах участников грузового рынка. Впрочем, и они согласны с тем, что подобные казусы не приносят никакого преимущества заказчику, и вредят репутации целой отрасли страны в целом.