Отечественные автовладельцы в постсоветские времена никогда не испытывали проблем с содержанием своих ТС: запчасти всегда и во все кризисы купить можно было легко, а официальные дилеры, массово появившиеся на просторах нашей необъятной в начале века, способны были найти и устранить любую неисправность. Однако события 2022-го года крепко смешали карты.
Во-первых, невиданный на протяжении всей истории существования Российской Федерации дефицит расходников и ремонтных деталей буквально перевернул привычный мир автолюбителя. А во-вторых, появились автомобили, которые починить казалось сложно, если вообще возможно. Пришли эти самые автомобили из Китая, где, как внезапно оказалось, ни ремонтных карт, ни запчастей, ни артикулов не имелось. Ну или с нами ими поделиться не входило в планы тамошних автостроителей. Нужен фильтр — на рынок, нужен сложный узел — в автосалон за новой машиной.
Естественно, в России, где машину эксплуатируют подолгу, часто десятилетиями, такой подход ничего кроме ярости и недоумения не вызвал. Мы же покупаем новый автомобиль, а потом его обслуживаем так, чтобы внукам передать! Как это «нельзя починить»? Но именно с такой ситуацией столкнулись многие свежеиспеченные собственники китайских машин.

Доски объявлений тут же наполнилась предложениями о продаже новеньких, с крошечным пробегом, таких современных и технологичных транспортных средств, у которых есть «небольшая неисправность». Правда, найти ее причину не смогли и официальные дилеры, которые из раза в раз сталкивались с возвратами после трех неудачных попыток ремонта.
Корень всех зол скрывался, повторим, именно в подходе китайских автопроизводителей к бизнесу: авторемонт и постпродажное обслуживание интереса у автогигантов из Поднебесной не вызывали. Могучие конвейеры хотели много выпускать и продавать, а для этого машина должна была быть буквально одноразовой, к ремонту вообще не расположенной.
Следовательно, самим создавать алгоритмы по восстановлению ТС, вкладывать сотни тысяч и миллионы в каталоги и прочее — занятие невыгодное. Нестыковка с требованиями российского покупателя в итоге вызвало бурю негодования, а следом — и снижение спроса: распробовали, оценили, переключились на иные варианты. А тут еще и ставка по кредиту подросла.
В итоге бизнес начал умирать, спрос улетел «в трубу», нужно было принимать какие-то меры. В частности — научиться и научить эти самые автомобили ремонтировать, продлив срок их службы до приемлемого. Но пойдут ли на такое китайцы, у которых уже весь мир «под колпаком», ради российского, не самого объемного рынка?

— Это действительно слабое место китайских брендов, и они его прекрасно понимают: без развитого постпродажного сервиса рост доли рынка будет ограничен. Сейчас уже видно, что крупные игроки начинают инвестировать в сервисные сети через партнерства с российскими дилерами и независимыми СТО, а также активно работают с наполнения складов запчастей на территории нашей страны.
Однако эти процессы займут минимум 2-3 года, потому что нужно не только открыть сервисные точки, но и обучить персонал, наладить бесперебойную логистику доставки деталей и выстроить стандарты качества. Те бренды, кто справится с этим быстрее, закрепят лидерство на рынке, — считает эксперт Михаил Семенихин, руководитель направления «AVIOR Коммерческие автомобили».
Хочется надеяться, что именно так оно и будет: многие россияне приобрели китайский автомобиль, надеясь эксплуатировать его как японский или корейский. В данный момент это физически невозможно, однако в тот неловкий миг, когда потребуется не сервисное, а уже серьезное, почти хирургическое вмешательство по пробегу, оперативные китайцы дела уже должны наладить. Иначе на «вторичке» случится самое настоящее «болото» из машин, которые никому не нужны.
От редакции же добавим, что ряд известных китайских автобрендов, имеющих длительный опыт работы на российском рынке, в настоящее время уже успешно решает задачи с постгарантийным обслуживанием своих автомобилей. По крайней мере, те характерные проблемы с узлами трансмиссий, бортовой электроники, тормозными компонентами, элементами подвески, на которые периодически указывают эксперты, устраняются достаточно оперативно. Помогает в этом и последовательное улучшение поставок комплектующих для отмеченных выше систем.

Более того, наш рынок постепенно начинают «осваивать» и те китайские производители, что работают по контрактам со своими автозаводами. Очевидно, что прямые поставки от них фирменных автокомпонентов в Россию в значительной мере решают проблемы ремонта узлов и агрегатов на «вторичке». Здесь, к слову, уместно будет отметить компанию Lopal, крупного производителя смазочных материалов из Китая и одного из поставщиков смазок на конвейеры автоконцерна Geely.
Напомним, что с прошлого года продукция Lopal официально завозится в нашу страну. Причем в ее ассортименте, помимо оригинальных масел для Geely, есть масса лубрикантов и жидкостей, выпускаемые по спецификациям других автопроизводителей из Поднебесной.
Например, в числе востребованных у нас продуктов присутствуют фирменные жидкости для всех видов автоматических трансмиссий, которыми комплектуются многие современные «китайцы», включая и их гибридные версии. А найти продукт нужной спецификации позволяет онлайн-сервис подбора, интегрированный в русскоязычный сайт компании.



