Перейти к основному контентуМКАвтоВзглядОхотники.руWomanHit.ruПромокоды
Предназначено для лиц старше шестнадцати лет
35689

Пять признаков того, что маслосъемные колпачки пора менять

Учим матчасть, чтобы не попасть на дорогой ремонт
Каждый из пяти симптомов, при наличии которых мотористы приговаривают к замене маслосъемные колпачки, могут означать и прочие неисправности двигателя. Однако если все сошлось воедино, сомнений не остается: пора менять.
Поделиться
Изображение Пять признаков того, что маслосъемные колпачки пора менять

Во избежание проникновения моторного масла из зоны действия коленвала в камеры сгорания умные люди придумали специальные сальники клапанов. Спецы-мотористы обычно называют их маслоотражающими колпачками. Однако в массах плотно укоренилось ни что иное, как маслосъемные колпачки. Если вкратце, смысл их существования прост. К тому же назначение выходит из названия: маслосъемные колпачки обеспечивают уплотнение в местах прилегания клапанов газораспределительного механизма к собственным направляющим втулкам.

Двигаясь по штоку клапанов, эти компактные сальники «слизывают» масло со штока клапанов, препятствуя тем самым смешиванию смазки и топлива. Есть и вполне удобоваримое определение из учебника: «…уплотнительный элемент газораспределительного механизма…резиновый колпачок, устанавливаемый на направляющей втулке и стержне клапана для предотвращения попадания моторного масла в камеру сгорания».

По сути, маслосъемные колпачки представляют собой армированные втулки из плотной резины с жестким металлическим основанием и пружиной, прижимающей уплотнительную кромку колпачка к штоку (стержню) клапана. Время от времени, от больших нагрузок и высоких температур маслосъемные колпачки изнашиваются, теряют форму и эластичность — становятся дубовыми. И тогда, коль скоро это впускной клапан, они начинают пропускать моторное масло в камеру сгорания, где масло горит вместе с топливом, превращая полость цилиндра в паровозную топку, а поршень в почерневший огарок.

Если же «потек» колпачок выпускного клапана, картина иная, хотя и не менее плачевная: под действием выхлопных газов масло тоже горит, но уже на верхней части «тарелки» клапана. На клапане образуется нагар, который со временем не позволит ему полностью возвращаться на место — нарушается герметичность камеры сгорания.

Для определения неисправности важно хотя бы отчасти понимать происходящие в двигателе процессы. Если масло горит над выпускным клапаном, нагар быстро прикончит клапан и детали головки блока. Но когда масло горит уже в камере сгорания вместе с топливом, нагар образуется уже на стенках цилиндра и верхней плоскости поршня. Итог — закоксованность, повышенный износ двигателя и снижение его эффективности. Как это выражается на практике?

Снижение компрессии, потеря тяги и экономичности. Продукты горения забивают канавки поршневых колец, лишая их подвижности. Обнаружив указанные выше симптомы, следите за расходом масла. Хотя на практике иной раз быстрее обнаружишь именно масложор, а не увеличившийся расход топлива. Паниковать рано, это еще не повод для «капиталки». Еще нужно убедиться, что причина — именно колпачки, а не цилиндро-поршневая группа. Поставить диагноз довольно просто.

Фото globallookpress.com

Один из способов: дать мотору несколько минут поработать на «холостых», а затем резко утопить в пол акселератор. Если, работая на «холостых» колпачки масло не держат и оно проникает в камеру сгорания, то резкий газ большим количеством смеси заставит его сгореть. При этом можно наблюдать, как из выхлопа вылетит клуб сизого дыма. И если, вернувшись к «холостым», дымовуха исчезнет, значит — колпачки на замену.

Матерые механики в своих оценках всегда осторожны. Дымность и масложор пусть верная, но еще не полная картина гибели колпачков, свойственная и другим «болезням» двигателя. Беда в том, что пока не снимешь головку блока и не «рассухаришь» клапана, бежать в магазин за комплектом новых маслосъемных колпачков рано. Ведь проблема может оказаться еще серьезнее и недорогими сальниками клапанов уже не отделаешься…